главная страница










Альма-матерОсновы теории литературы

Содержание дисциплины

Курс состоит из трех основных частей:
а) общие понятия теории литературы (разделы 1-5);
б) анализ отдельного литературного произведения (разделы 6-10);
в) литературное произведение в различных контекстах (разделы 11-16)

5.1. Содержание разделов дисциплины.


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Предмет теории литературы. Место теории литературы в системе наук об искусстве.

Культура как система. Структура научного знания. Филология как наука. Система наук об искусстве. Соотношение теории литературы, теории литературы, литературной критики и вспомогательных литературоведческих дисциплин. Взаимосвязь отдельных литературоведческих дисциплин.

2.

Понятие о художественном мире.

Соотношение мира реального и мира художественного: отдельность и взаимосвязь. Осуществление мира в тексте. Понятие о тексте. Основные характеристики художественного текста. Литературный и журналистский текст.

3.

Место литературы в ряду других искусств.

Временные и пространственные искусства. Искусства изобразительные и экспрессивные. Синтетические искусства. Литература как искусство слова. Связь особенностей слова с природой литературы. Соотношение литературы с другими видами искусства. Литература и журналистика.

4

Понятие об интерпретации

Смысл термина «интерпретация». Возможные типы интерпретаций: перевод, трансформирование одного искусства в другое, литературоведческая (искусствоведческая) интерпретация. Комментарий как интерпретация. Необходимость интерпретации для различных социальных групп. Понятие об интертекстуальности. Опыт толкования художественного текста.

5

Литературоведение и литературная критика.

Опровержение традиционных представлений о разграничении понятий. Возможности литературоведения в сфере изучения современной литературы. Литературно-критический подход к явления литературы прошлого. Литературоведение как наука и ее специфика в этом контексте. Литературная критика как синтез науки, искусства и публицистики. Связь литературной критики с журналистикой. Литературная критика и литературная журналистика.

6

Материал и форма. Сюжет и фабула. Язык литературного произведения.

Значение русской формальной школы для мирового литературоведения. Категории материала и формы (материала и приема) в концепции В.В. Шкловского и современное их понимание. Автоматизация и остранение. Соотношение понятий «сюжет» и «фабула» в структуре художественного мира. Значение разграничения этих понятий для интерпретации произведения. Язык и речь. Язык как материал и речь как форма произведения. Литературный язык и язык литературного произведения. Понятие о литературном стиле.

7

Художественная речь и ее элементы. Поэзия и проза.

Типы предметной изобразительности. Понятие о художественном образе. Лингвистическое и литературоведческое понимание тропов. Анализ примеров метафорического и метонимического видения мира. Проза и поэзия как типы организации словесного ряда произведения.

8

Пространство и время в литературе. Реализм и условность.

Напоминание о специфичности художественного мира по сравнению с миром реальным. Пространство и время в реальности. Их трансформация в художественном мире. Возможные подходы к анализу пространственно-временной структуры произведения (лингвистический, философский, собственно литературоведческий). Понятие о хронотопе. Анализ пространственно-временной структуры двух текстов (поэтического и прозаического). Принципы трансформации как критерий оценки степени условности произведения. Первичная и вторичная условность. «Реализм» как доминанта. Понятие о доминанте.

9

Автор – повествователь – персонаж.

Автор как творец художественного мира. Внеположность автора порожденному им миру. Возможности авторского вмешательства в построение произведения. Фигура повествователя. Понятие о сказе. Соотношение автора и персонажа. «Герой-резонер». Лирические отступления. Структурирование художественного мира при помощи субъектной организации повествования.

10

Форма и содержание произведения. Предметный мир

Принципы подхода к анализу произведения. Эмоциональное начало. Дорефлективное и аналитическое отношение к произведению. Рационализация первоначальных читательских ощущений. Понимание текста как сложной системы смысл а. Содержательное значение формы. Понятие о предметном мире произведения. Связь формальных и содержательных характеристик при анализе структуры предметного мира.

11

Роды и жанры литературы. «Память жанра».

Традиционная классификация литературных родов. Определения Аристотеля, Платона, Гегеля. Отношение автора к миру как основание для разграничения литературных родов. Традиционная классификация жанров. Жанровая теория Г.Н. Поспелова, изложенная в традиционном учебнике. Категория М. М. Бахтина «память жанра» как возможность для создания новой классификации литературных жанров.

12

Культурная и литературная традиция. Пародия.

Русская культура в контексте мировой (краткая характеристика). Традиция как накопление опыта предшествующих культур и этапов культуры. Соотношение «старого» и «нового» в литературном произведении. Новаторство как закономерный элемент традиционности. Пародия нового времени как арена борьбы традиционных и новаторских подходов к тенденциям современной литературы. Суть пародии. Ее двуплановость.

13

Литература и мифология.

Специфика мира как формы познания действительности. Современные мифы: научные, социальные, идеологические. Формы существования мифа в новой литературе: а) использование традиционных мифологических персонажей и сюжетов; б) создание нового мифа при помощи искусства; в) мифологические архетипы. Определение архетипа по К.-Г. Юнгу. Анализ проявления мифологического сознания в литературных текстах ХХ века.

14

Литература – беллетристика – массовая литература.

Аксиологический подход к искусству. Историческая изменчивость системы ценностей. Анализ трех уровней литературы с точки зрения завершенности художественного мира. Взаимопроницаемость сфер литературы, беллетристики и массовой литературы. Понятие о специфике массовой культуры как об отождествлении читательских ожиданий с предлагаемыми текстами. Массовость и «элитарность». Роль журналистики в массовой культуре.

15

Исторические развитие литературы. Литературный процесс. Направления и течения.

Литературный процесс как сложно организованная система. Понятие о диахронии и синхронии. Отсутствие литературного процесса в античный период, Средневековье и Возрождение. Изменение исторической перспективы при анализе литературного процесса. Художественные направления и течения как фактор исторического движения литературы и литературного процесса. Противоречия в базовом учебнике по этим вопросам. Литературный манифест и литературный трактат.

16

Современная литература как предмет изучения.

Литература эпохи тоталитаризма как теоретический конструкт и реальная система. Реликты литературы советского времени в новой исторической ситуации. Обновление системы ценностей: «возвращенная литература», обсуждение прежде запретных тем (литература и религия, национальные аспекты культуры, массовая культура в нашей стране и др.), новые перспективы восприятия мировой литературы. Постмодернизм в русском варианте и его отличия от мирового. Изменения в структуре литературного процесса (уменьшение влияния «толстых» журналов, возрастание роли газет, радио, телевидения и в особенности Интернета, появление Интернет-литературы). Уменьшение логоцентричности в русской литературе. Возможные перспективы дальнейшего развития.

17

Роль теории литературы в формировании мышления журналиста

Слово как материал работы журналиста. Литература как школа журналистского мастерства. Общее и специфичное в литературе и журналистике. Проблема авторства. Журналистские и литературные жанры, расширение возможностей журналистики с учетом литературной практики. Диалогизм в литературе и журналистике.

18

Анализ рассказа

Сюжет и фабула рассказа. Внутренняя и внешняя форма. Язык произведения. Пространственно-временная организация. Предметный мир. Жанр. Соотношения автора, рассказчика и персонажей. Художественный мир рассказа.

19

Основы стиховедения

Системы стихосложения. Понятие ритма. Ритм и метр. Силлабо-тоническое стихосложение. Силлабо-тонические размеры. Отступления и частные случаи. Ритмика и жанры. Ритм и смысл. Логаэды и дольники. Подражания античным размерам. Происхождение и развитие дольника. Тактовик. Чисто тонический стих. Свободный стих, его перспективы в русской литературе. Рифма. Принципы классификации рифмы. Рифма классическая и «новая». Строфика. Основные типы строф в русском стихе. Строфы и твердые строфические формы. Строфа как «память жанра». Звуковая организация стиха.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми последующими) дисциплинами.


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих дисциплин)

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1

Культурология

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

 

 

 

 

2

История отечественной литературы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

История зарубежной литературы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

История отечественной журналистики

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

 

 

 

 

5

Современный русский язык

 

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

6

Стилистика и литературное редактирование

 

+

 

+

 

+

+

 

 

+

+

 

 

 

 

+

 

+

+

7

Основы теории журналистики

 

+

 

+

+

 

+

 

+

+

 

+

 

 

 

+

+

 

 

8

Система СМИ

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий.


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.
зан.,

Лаб.
зан.

Семин.

СРС

Все-го

1.

Предмет теории литературы. Место теории литературы в системе наук об искусстве.

2

 

 

 

 

 

2.

Понятие о художественном мире.

2

 

 

 

 

 

3.

Место литературы в ряду других искусств.

2

 

 

 

 

 

4

Понятие об интерпретации

2

 

 

2

 

 

5

Литературоведение и литературная критика.

2

 

 

 

 

 

6

Материал и форма. Сюжет и фабула. Язык литературного произведения.

2

 

 

2

 

 

7

Художественная речь и ее элементы. Поэзия и проза.

2

 

 

2

 

 

8

Пространство и время в литературе. Реализм и условность.

2

 

 

2

 

 

9

Автор – повествователь – персонаж.

2

 

 

2

 

 

10

Форма и содержание произведения. Предметный мир

2

 

 

2

 

 

11

Роды и жанры литературы. «Память жанра».

2

 

 

 

 

 

12

Культурная и литературная традиция. Пародия.

2

 

 

 

 

 

13

Литература и мифология.

2

 

 

 

 

 

14

Литература – беллетристика – массовая литература.

2

 

 

 

 

 

15

Исторические развитие литературы. Литературный процесс. Направления и течения.

2

 

 

 

 

 

16

Современная литература как предмет изучения.

2

 

 

 

 

 

17

Роль теории литературы в формировании мышления журналиста

 

 

 

2

 

 

18

Анализ рассказа

 

 

 

2

 

 

19

Основы стиховедения

 

 

 

2

6

 

17.11.2010, 3358 просмотров.



Автобиография :  Библиография :  Статьи :  Отзывы :  Галерея :  Альма-матер :  Контакты